Заведующий кафедрой, Профессор, Заведующий кафедрой, Декан

На базе кафедры нормальной физиологии в 2023 году создана научно-образовательная Лаборатория когнитивной нейрофизиологии психосоматических отношений. Тематики проектов, реализуемых в Лаборатории, соответствуют направлению стратегических проектов СибГМУ программы «Приоритет-2030», а именно прецизионная медицина (нейрофизиология, нейромедицина). 

Актуальность исследований обусловлена отсутствием единого представления о том, что собой представляет информационная перегрузка, обозначаемая как коммуникативная перегрузка, а также перегрузка знаниями или синдром информационной усталости. На практике не сформированы рекомендации по повышению устойчивости обучающихся к информационным нагрузкам, профилактике и коррекции когнитивного здоровья. Своевременным является повышение осведомленности лиц молодого и среднего возраста о факторах риска для формирования личной ответственности за сохранение своего ментального здоровья в условиях информационной нагрузки при обучении.

Образовательная деятельность

Руководителем проекта является д-р мед. наук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Юлия Владимировна Колобовникова.

В составе коллектива 4 доктора наук, профессора кафедры, 3 кандидата медицинских наук, доцента кафедры, 1 ассистент кафедры и 3 лаборанта-исследователя. Все сотрудники лаборатории обладают ключевыми исследовательскими компетенциями, связанными с проработкой базовой концепции научных исследований и методологических подходов к их реализации, а также с освоением широкого перечня научно-исследовательских методов.

В лаборатории выполняются научные проектные и выпускные квалификационные работы под руководством сотрудников кафедры, проводятся научно-образовательные семинары и заседания студенческого научного кружка кафедры, а также мастер-классы и научные школы по отдельным разделам когнитивной нейрофизиологии. 

С привлечением приборной базы лаборатории на этапе разработки находятся программы ДПО для специалистов медицинской и немедицинской (педагоги, психологи и др.) сфер деятельности. Научно-образовательная лаборатория запланирована в качестве площадки для создания мультимедийных материалов по преподаваемым дисциплинам и популяризации науки среди школьников и абитуриентов.

Научная деятельность

Приоритетным направлением Лаборатории является изучение персонализированных стратегий адаптации к информационным нагрузкам у участников образовательного процесса в контексте сохранения когнитивного здоровья. 

Цель данного проекта заключается в интегральной оценке показателей здоровья (в том числе ментального) студентов/преподавателей для формирования индивидуальных траекторий повышения устойчивости к информационным нагрузкам при обучении/преподавании. 

Особую ценность, прецизионность и доказательность данному направлению придает одновременное транслирование исследований у человека и в эксперименте на лабораторных животных. 

Научные направления лаборатории включают:

  • Персонализированные стратегии адаптации к информационным нагрузкам у участников образовательного процесса в контексте сохранения когнитивного здоровья (д-р мед. наук Загулова Д.В., Тотумачева Э.В.);
  • Стратегии адаптации организмов в условиях действия провокационной среды (д-р мед. наук Позднякова Н.В., канд. мед. наук Князева И.Р.);
  • Психоэмоциональный стресс как эпигенетический модулятор саливаторно-панкреатических взаимоотношений (канд. мед. наук Коноваленко Ю.А.);
  • Психофизиологические основы прегравидарной подготовки (д-р мед. наук Севостьянова Н.В., канд. мед. наук Иванова Н.В.).

Инфраструктура


Уникальность научной инфраструктуры КНОЛ заключается в оснащении оборудованием для высокоточных неинвазивных методов исследования, являющихся разновидностью методов оптического биоимиджинга – функциональной ближней инфракрасной оптической спектроскопии (functional Near-Infrared Spectroscopy – fNIRS) и энцефалографии.

Инфраструктура лаборатории соответствует запросу современной нейрофизиологической науки, ориентированной на изучение фундаментальных механизмов работы мозга и когнитивных функций в условиях информационных нагрузок.

Комплекс оборудования лаборатории позволяет в образовательном процессе охватить все разделы нормальной физиологии, в особенности разделы, изучающие физиологию центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, физиологию стресса и адаптации. 

Состав приборного парка лаборатории:

  1. Мобильная система ближней инфракрасной спектроскопии с системой виртуальной реальности («CortiVision SPOTLIGHT», республика Польша). Данный прибор предназначен для выполнения метода fNIRS, основанного на неинвазивном зондировании зон коры головного мозга оптическим излучением околоинфракрасного диапазона;
  2. Комплекс контроля и анализа психофизиологической информации «Энцефалан-NEXT» исполнение «Нейротест-36» («Медиком МТД», Россия) – предназначен для исследования динамики функциональной активности зон коры головного мозга методом компьютерной электроэнцефалографии;
  3. Система стабилографии Стабилотренажер ST-150 (ООО «Биомера», Россия) –комплекс, используемый для проверки сенсорного, сознательного и рефлекторного двигательного контроля равновесия и подвижности человека;
  4. Приставка для ай-трекинга модель PCEy 5, модель PCEye Mini, («Gaze Viewer, Tobil Dynavox», Китай) – технология фиксирования движения глаз для оценки зрительного селективного внимания и психоэмоционального состояния человека;
  5. Комплекс контроля и анализа психофизиологической информации «Энцефалан-NEXT», исполнение БОС («НПО Медитех», Россия) и комплекс аппаратно-программный для психологического и психофизиологического тестирования и биоуправления (сетевой базовый) БОС (ООО «КОМСИБ», Россия) – предназначены для мониторинга в режиме реального времени физиологических параметров человека и сознательном управлении ими посредством мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений.

Инфраструктура лаборатории активно используется в образовательном процессе для проведения практических занятий со студентами следующих направлений подготовки:

  • 30.05.01 Медицинская биохимия;
  • 30.05.02 Медицинская биофизика;
  • 30.05.03 Медицинская кибернетика;
  • 31.05.01 Лечебное дело;
  • 31.05.02 Педиатрия;
  • 31.05.03 Стоматология;
  • 33.05.01 Фармация;
  • 34.03.01 Сестринское дело;
  • 37.05.01 Клиническая психология.